Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Гейша (яп. гэйся — «человек искусства») — традиционная японская артистка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой. Несмотря на то, что понятие «гейша» является наиболее распространенным при обозначении подобных артисток, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, в настоящее время встречаются и другие наименования для данной профессии. Так, в области Кансай (где расположен Киото — один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко», а для начинающей гейши — понятие «майко».
читать дальшеО профессии
Девушки в костюмах майко на улицах Гиона, КиотоОсновными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины — актёры и музыканты театра кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.
В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» (花柳界 карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй Мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион и Понтотё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.
Труд и быт гейши
Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей-мужчин. Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом свое достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд.
Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых представлениях, открытых для широкой публики. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известным и популярным персонажем.
Начало обучения
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия (окейях) — куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.
Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте (как правило, на японской лютне — сямисэне), традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икебана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии.
Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окейи будет заниматься с будущей гейшей: будущая гейша обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений.
Становление гейши
К 11—15 годам у большинства обучающихся девочек происходит церемония инициации — с этого момента они называются начинающими гейшами и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры. С этого времени начинающая гейша должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.
Также важнейшая задача старшей гейши состояла в поиске подходящего клиента для мидзуагэ — процедуры, включающей дефлорацию начинающей гейши. Старшая гейша должна согласовать условия с хозяйкой окия, и обеспечить установление наивысшей цены за мидзуаге. По окончании мидзуаге начинающей гейше надлежит сменить прическу на соответствующую её статусу. Современными гейшами мидзуаге не практикуется.
Дальнейшая карьера
С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, то есть обрести «данна» — мужчину, с которым гейшу свяжет договор на определённое время и для которого она станет любовницей, зачастую их связывают тесные любовные отношения, заканчивающиеся рождением детей. Обязанность данны состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, с которой у него заключён договор (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.
Отношения между гейшей и окия
Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являются дочерьми хозяйки дома — гейши, в силу возраста, прекратившей свою работу и выполняющей в своем доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих гейш, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый своей дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию своей хозяйки, большую самостоятельность, а также право в будущем унаследовать имущество окия.
Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окейя получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Именно отсутствие необходимого количества кимоно не позволяет большинству гейш заниматься своей профессией самостоятельно.
Современные гейши
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понтотё.
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного, так если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй Мировой войны «колонизацией» западной культурой — исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии — времена, когда стать гейшами обрекала нищета, прошли.
Гейши и проституция
Вопреки расхожему мнению, гейши не являются проститутками. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось отчасти даже во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи застегнуть его не представляется возможным. Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности, в её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов, если гейша и отдается кому-либо, то происходит это исключительно по ее воле.
Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время Американской оккупации Японии во время Второй Мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшимся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.
Гейши в поп-культуре
В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению достаточно заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.
Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена «Мемуары гейши», рассказывающей о жизни девочки из рыбацкого посёлка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность книги способствовала появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минеко Ивасаки, чьё жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала собственную весьма успешную автобиографию - в России издана под названием «Настоящие мемуары гейши» (в США - «Гейша, жизнь» (англ. Geisha, A Life), в Великобритании - «Гейша Гиона» (англ. Geisha of Gion)). Значительным успехом пользовалась и произошедшая в 2005 году экранизация книги Голдена.
В 1998 году, певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград «Грэмми». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню «Nothing Really Matters», а в 2001 году часть представления в рамках турне «Drowned World» была стилизована под японскую тематику.
Однако, нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии. Следует помнить, что большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях - неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Необходимо отметить, что портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.
Источник
читать дальшеСлово "гейша" означает "тот кто развлекает". Аналогов ему в европейских языках практически нет, и его ошибочно путали с понятием "куртизанка". Кроме того, в прежние века на Западе профессии артистки и проститутки считались смежными. Гейши - прежде всего женщины, которые посвятили себя искусству петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте на высоком профессиональном уровне. В Средневековье гейшами работали мужчины. Их пропускали в "кварталы любви", огороженные высокими стенами, где клиентам за деньги предлагались самые красивые женщины и самый замысловатый секс. Гейши же развлекали посетителей в чайных домиках песнями, танцами и веселым разговором. Однажды в качестве такого артиста выступила женщина. Так представительницы прекрасного пола вступили на стезю гейш и постепенно вытеснили из бизнеса мужчин. И сегодня они продолжают работать в чайных домиках, где традиционно собираются богатые мужчины - политики и бизнесмены, которые обсуждают важные вопросы в расслабленной обстановке с изысканным угощением и в окружении прекрасных женщин. Но после того, когда все обсуждено, выпито и съедено, посетитель не отправляется с гейшей в отдельную спальню. С танцовщицей не только нельзя спать - к ней даже запрещено прикасаться. Если клиент потеряет контроль и просто обнимет гейшу, она больно стукнет его веером по лицу и вежливо укажет ему на его место. Вечер с гейшами обойдется клиенту недешево. Тому, кто задумал пригласить нужных людей на вечеринку в чайный домик, придется заплатить от 3 до 15 тысяч долларов. У самой гейши почасовая оплата труда. Клиент может пригласить ее на ужин, в театр, на соревнования по гольфу - и все время, которое она проводит с ним, оплачивается по определенной таксе. За вечернюю работу гейша может получить 300 - 400 долларов плюс щедрые чаевые. Под конец работы она может унести в складках своего кимоно и 500 - 600 долларов.
Конечно, если гейша захочет, она имеет право завести себе любовника. Правда, она не может себе позволить выйти замуж. Тогда гейша автоматически лишается права заниматься своей профессией. Но ей не возбраняется родить детей. В Японии издавна не считается грехом забеременеть вне брака.
В наше время в жизни гейш многое изменилось. К примеру, уже ушел в прошлое обычай лишать ученицу девственности. Майко, как их называют, становились настоящими гейшами после того, как самый почетный клиент чайного домика, желательно мужчина опытный и в годах, превратит девушку в женщину. До 1958 года, когда была запрещена проституция, мужчины не жалели денег, чтобы быть удостоенными чести стать первым у майко. Они могли заплатить кругленькую сумму, которой хватило бы на то, чтобы купить дом. Обряд занимал целую неделю. Каждый вечер старшая гейша готовила спальню. Она клала на кровать три сырых яйца. Мужчина, оставшись наедине с майко, приглашал ее лечь на постель, разбивал яйца, сам выпивал желтки, а белки втирал девушке между ног. К концу недели она уже была полностью расслаблена и легко ему отдавалась.
Но могли случаться и конфузы. По воспоминаниям одной из старейших гейш, когда в ее жизни настало время совершения обряда, наставница просто сбилась с ног, чтобы найти для нее мужчину. Девочка оказалась на редкость некрасивой. Охотников лишить девственности гадкого утенка не находилось. И только один совсем старый мужчина, который всю жизнь совершал важный для гейш обряд, пожалел девочку и дал согласие.
Сегодня Киото единственный город, где воспитывают майко. Маленькие девочки пользуются большим спросом, и каждый богатый японец, оказавшись в Киото, предложит любые деньги, лишь бы на вечеринку была приглашена разливать чай гейша-ребенок. До Второй мировой войны большинство майко происходили из семей гейш. Их мамы, бабушки и прабабушки обязательно занимались древней профессией. Девочек начинали учить танцевать и играть на инструментах уже лет в 6 - 7. Современные майко приступают к обучению значительно позже. По сегодняшним законам они сначала должны получить среднее образование и проучиться до 15 лет в школе. Да и совсем не обязательно им происходить из семьи гейш. Нынешние девочки становятся майко не по принуждению, а исключительно по собственному желанию.
Многих издавна увлекает загадочный образ гейш. Причем им совсем не обязательно отличаться необыкновенной красотой. Искусство гейши заключается в том, что любая, даже совсем неинтересная женщина может совершенно преобразиться и выглядеть сексапильной. Причем стремление к красоте сохраняется у гейш в любом возрасте, и даже 70-летние танцовщицы и певуньи способны радовать глаз и слух бывалых мужчин.
Современные майко, которые переселяются в дома гейш, утверждают, что их жизнь становится гораздо свободнее, чем в родительском доме. Мама-гейша строго следит, чтобы девочки возвращались домой к определенному часу. Весь их день заполнен музыкальными занятиями, и некоторые признаются, что им даже некогда завести бойфренда. Но в будущем у них, возможно, появится мужчина, который фактически станет их мужем.
Во все времена большинство гейш жили на содержании у своих патронов - богатых и уважаемых мужчин в летах, которые могли позволить себе содержать и семью, и гейшу. Просто для каждого японского мужчины дело чести - иметь гейшу. Современные бизнесмены признаются, что на содержание женщины может уходить в год до 300 тысяч долларов. Однако некоторые могут позволить себе не одну гейшу, а целый гарем. Все женщины фактически считаются его женами - второй, третьей, четвертой. Их союзы длятся долго, порой всю жизнь, и отличаются нежностью и теплотой отношений. Гейша не изменяет своему патрону и никогда не пустит к себе в постель другого мужчину. Конечно, если она не испытывает никаких чувств к своему патрону, у нее может появиться любовник. Но спать с мужчинами за деньги, как делают проститутки, значит для нее уронить свой высокий статус. Если же клиент пожелает переночевать в доме гейш, наставница позволит ему лечь рядом с гейшами, но сама всю ночь проведет не сомкнув глаз, чтобы клиент не мог позволить себе лишнего. Но мужчины в восторге даже от чисто платонического сна в окружении прекрасных женщин. Им просто приятно увидеть утром красивые личики гейш.
А как же японские жены относятся к тому, что их мужья проводят время в обществе других женщин? Они не имеют ничего против. Статус жены в обществе чрезвычайно высок. По признанию некоторых матрон, они даже рады, что муж не мельтешит перед глазами, а просто приносит деньги и уходит в чайный домик. У жены слишком много забот, чтобы у нее еще находилось время развлекать мужа. Японская жена ведет домашнее хозяйство, на ее плечах дом, семейные финансы, дети. Она полновластная хозяйка, и если, к примеру, ей захочется купить новую машину, она вовсе не должна спрашивать разрешения у мужа. Муж зарабатывает деньги, а жена тратит их по собственному усмотрению. Как говорит популярная японская поговорка, лучший муж - тот, кто здоров и кого не видно поблизости. А потому количество разводов в стране и сегодня гораздо меньше, чем на Западе. Вместо того чтобы удовлетворять каждое желание мужа, японская жена с радостью разделяет обязанности с "соперницей" и испытывает чаще всего не ревность, а чувство облегчения, когда муж оставляет ее в покое и отправляется в дом гейши.
Источник
читать дальшеБольшой энциклопедический словарь авторитетно сообщает, кто такие гейши. Итак, для начала цитата. «Гейша (япон. — гэйся) — в Японии профессиональная танцовщица, певица, музыкантша, развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приемах и прислуживающая им». Тем не менее европейское сознание давно записало всех гейш до единой в жриц продажной любви. И совершенно напрасно.
ОБЫЧНЫЕ ПРОСТИТУТКИ в Японии, разумеется, имелись. Но назывались иначе. Мифов и легенд о них никто не сочинял. Гравюр, изображающих проституток, не создавали. Конечно, и пьес об их тяжелой жизни не писали, в театрах не ставили. Быть проституткой означало пасть на самое дно. Если девушке очень не повезло, она стала проституткой (в бордель могли продать дочку крестьянина за его долги, например) — следовало вздохнуть и просто делать свою работу! Достойно, старательно, без жалоб, стонов и нытья. Без надежд на то, что тебя заметит состоятельный господин, выкупит из неволи и завалит дорогими подарками. Потому что состоятельные господа не посещали борделей. Они имели жен, официальных и неофициальных наложниц, многочисленных готовых на все служанок. И самое главное — господа могли себе позволить услуги гейш… Но в чем же их ценность?
Одни гейши вообще не имели любовников. Другие работали до старости, особенно певицы и музыкантши. На гейшах женились вполне респектабельные люди. Генералы. Князья. Министры. Это не считалось постыдным и невозможным. Почему? Да все потому же. Не были гейши дорогими проститутками. Не стоит их путать и с куртизанками, которые жили в чайных кварталах и за секс с которыми платили, пусть и щедро, но не спрашивая никакого согласия девушек. Гейшами их называли только запутавшиеся в культурной жизни Японии европейские туристы. Девушка в национальном одеянии наливает посетителям чайного домика выпивку? Замечательно, это гейша, решал путешественник. И глубоко заблуждался.
«Страсти надо удовлетворять!»
Процитирую Нитту Саюри, она была одной из самых знаменитых гейш двадцатого века. «Настоящая гейша никогда не станет марать репутацию своей доступностью для мужчин». Итак, купить настоящую гейшу на ночь было невозможно…
Некоторые гейши имели постоянных любовников, которых звали «данна». Примерный перевод этого слова на русский — «покровитель». Менять одного данна за другим было неприлично. Гейши норовили ограничиться одним-двумя покровителями за всю карьеру. Что тоже показательно.
Да, у японцев бытовали очень отличные от европейских взгляды на секс. Нормальными в Стране восходящего солнца (особенно во времена расцвета самурайской культуры) считались многие вещи, явно попадающие под категорию извращений с точки зрения европейской морали. Японцы были развратниками? Или просто не стеснялись называть вещи своими именами? Знаете, что гласила надпись над веселым кварталом в Киото? «Страсти не надо подавлять. Страсти надо удовлетворять!»
Чего не было в культуре загадочной Японии, так это ханжества. Никогда. Говорить о сексе, заниматься сексом — все это считалось естественным человеческим занятием. И если замужние дамы все же были весьма ограничены в своей свободе, то на гейш, жительниц Плывущего Мира (так называли весь мир развлечений и отдыха), запреты не распространялись. Гейша была особенным существом. Иногда, на наш европейский взгляд, почти рабыней. Она могла целиком и полностью зависеть от своей хозяйки. Буквально юридически принадлежать ей — как дорогая вещь! Если гейше удавалось выкупить себе свободу, она становилась госпожой сама себе.
Чем жительницы Плывущего Мира привлекали (и привлекают до сих пор!) мужчин? Постельными талантами? Да. Безусловно. А еще? Тем, что могли говорить на нескольких языках? Конечно. Знанием чайной церемонии? Да. Умением составить цветочную композицию? Подыграть себе на японской лютне и спеть песенку? И это тоже. Невероятной, вошедшей в поговорки грациозностью каждого движения? Кстати, этому учили с детства. Пантомима. Танец. Содержательная беседа на любую тему. Знание поэзии, философии, истории. Представьте, сколько должна была уметь хорошая, дорогая гейша высокого класса. Европейцам подобное трудно вообразить. С пятилетнего возраста и до самой старости, а то и до смерти, гейши непрерывно совершенствовались в различных науках. И в тех, что названы выше, и во многих-многих других. Зачем? Почему?
Что отличало их (и отличает до сих пор) от всех прочих женщин? Замысловатая прическа? Специфический макияж? Церемониальное одеяние? (Кимоно. Пояс оби. Сандалии гэта. Белые носочки таби.) Нет, вернее, не только это.
Великая тайна японских гейш совсем в другом. В двух простых словах:
Светиться счастьем
Так просто? Девочек с малолетства обучали радоваться жизни. Ценить приятные мелочи и наслаждаться ими! Вкус чая. Прикосновение шелкового одеяния к коже. Закат. Рассвет. Цветущая сакура. Пение птицы в саду. Журчание текущей воды. Массаж. Талантливое стихотворение. Красивый рисунок. Умная беседа. И даже, не удивляйтесь, чистые носочки! Ведь это так приятно — надеть свежее белье.
Гейша обязательно знала толк в прикладной психологии. Гейша могла читать мысли, чувства, эмоции и многое другое по лицу собеседника. Но главное, самое великое, то, что делало гейш особенными, — они были счастливыми женщинами. И таковыми их воспринимали гости и клиенты. Они излучали радость, свет. На лице непременная улыбка. Тон голоса музыкально-напевный. Движения плавные, как у довольной собой кошки. Мысли только светлые, бодрые, энергичные. Этой дисциплине ума придавали огромное значение. Разумеется, случалось всякое.
Были гейши, убивавшие неверных возлюбленных и казненные за это. Были гейши, которые предпочитали самоубийство, лишь бы не достаться нежеланному мужчине. Были гейши спившиеся. Были и несчастные плаксы. Но! Самые дорогие и знаменитые, те, что вошли в поговорки, те, о которых пишут романы, те, что являются символом своей профессии, славились веселым нравом!
Готовность наслаждаться жизнью во всем и всегда. Будь это простое распитие с клиентом японской водки саке или утонченная сладкая болтовня за чашкой чая. Будь это прогулка под дождем по улице. Поход в лавку. Взгляд, брошенный на летящую в небе птицу. Извлекать удовольствие из всего. Превращать в приятное событие даже пустяк. Вот чему учили девочек в настоящих школах гейш.
Известная гейша Мамецуку славилась своими талантами перед Первой мировой войной. В нее был влюблен премьер-министр. Даже просто попасть к ней на беседу и послушать, как она музицирует, как шутит, было огромным счастьем. Недаром в японском языке очень похоже звучат названия двух божественных искусств — дзюдзюцу и дзёдзюцу. Первое слово означает прославленную на весь мир японскую борьбу. Мы сейчас иногда говорим просто — «дзюдо». Второе слово — «дзёдзюцу» — это искусство любовной страсти. В сети мастериц ловились самые искушенные люди империи.
Не стоит даже предполагать, что дзёдзюцу ограничивалось знаниями разных поз, умением управлять своим телом и доставлять партнеру блаженство. Как всякая великая наука отличается от ремесла, так и японское дзёдзюцу очень далеко от того, чем владеют европейские жрицы любви.
От японских гейш без ума были такие великие люди прошлого века, как Чарли Чаплин и Федор Шаляпин.
Жан Кокто, знаменитый поэт (кстати, он был гомосексуалистом и женщины ему никогда не нравились), побывав в Японии в 1936 году, по возвращении во Францию написал знаменитые стихи-впечатления о своей поездке. Он воспел три драгоценности Японии: борьбу сумо, театр кабуки и, главное, гейшу по имени Кихару. Кокто дословно перевел ее имя — Цветущая Весна — на английский и французский. Итак, в сердце этого гения нашлось место для одной удивительной женщины. И она была гейшей…
Американские офицеры после войны вывезли на родину невероятное количество японских прелестниц. Что их привлекало? Процитируем одного из женившихся на гейше офицеров: «Неукротимая готовность наслаждаться жизнью! Просыпаться и засыпать с улыбкой на лице. Шутить. Смеяться. Радоваться по любому поводу. Вначале это удивляет. Потом поглощает тебя целиком. Быть рядом с такой женщиной — праздник рассудка и тела…»
Неплохо, правда? Влюбленный в свою жену мужчина нашел и сформулировал самую суть древнего искусства.
Источник
читать дальшеО профессии
Девушки в костюмах майко на улицах Гиона, КиотоОсновными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины — актёры и музыканты театра кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.
В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» (花柳界 карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй Мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион и Понтотё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.
Труд и быт гейши
Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей-мужчин. Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом свое достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд.
Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых представлениях, открытых для широкой публики. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известным и популярным персонажем.
Начало обучения
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия (окейях) — куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.
Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте (как правило, на японской лютне — сямисэне), традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икебана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии.
Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окейи будет заниматься с будущей гейшей: будущая гейша обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений.
Становление гейши
К 11—15 годам у большинства обучающихся девочек происходит церемония инициации — с этого момента они называются начинающими гейшами и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры. С этого времени начинающая гейша должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.
Также важнейшая задача старшей гейши состояла в поиске подходящего клиента для мидзуагэ — процедуры, включающей дефлорацию начинающей гейши. Старшая гейша должна согласовать условия с хозяйкой окия, и обеспечить установление наивысшей цены за мидзуаге. По окончании мидзуаге начинающей гейше надлежит сменить прическу на соответствующую её статусу. Современными гейшами мидзуаге не практикуется.
Дальнейшая карьера
С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, то есть обрести «данна» — мужчину, с которым гейшу свяжет договор на определённое время и для которого она станет любовницей, зачастую их связывают тесные любовные отношения, заканчивающиеся рождением детей. Обязанность данны состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, с которой у него заключён договор (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.
Отношения между гейшей и окия
Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являются дочерьми хозяйки дома — гейши, в силу возраста, прекратившей свою работу и выполняющей в своем доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих гейш, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый своей дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию своей хозяйки, большую самостоятельность, а также право в будущем унаследовать имущество окия.
Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окейя получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Именно отсутствие необходимого количества кимоно не позволяет большинству гейш заниматься своей профессией самостоятельно.
Современные гейши
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понтотё.
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного, так если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй Мировой войны «колонизацией» западной культурой — исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии — времена, когда стать гейшами обрекала нищета, прошли.
Гейши и проституция
Вопреки расхожему мнению, гейши не являются проститутками. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось отчасти даже во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи застегнуть его не представляется возможным. Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности, в её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов, если гейша и отдается кому-либо, то происходит это исключительно по ее воле.
Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время Американской оккупации Японии во время Второй Мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшимся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.
Гейши в поп-культуре
В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению достаточно заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.
Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена «Мемуары гейши», рассказывающей о жизни девочки из рыбацкого посёлка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность книги способствовала появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минеко Ивасаки, чьё жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала собственную весьма успешную автобиографию - в России издана под названием «Настоящие мемуары гейши» (в США - «Гейша, жизнь» (англ. Geisha, A Life), в Великобритании - «Гейша Гиона» (англ. Geisha of Gion)). Значительным успехом пользовалась и произошедшая в 2005 году экранизация книги Голдена.
В 1998 году, певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград «Грэмми». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню «Nothing Really Matters», а в 2001 году часть представления в рамках турне «Drowned World» была стилизована под японскую тематику.
Однако, нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии. Следует помнить, что большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях - неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Необходимо отметить, что портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.
Источник
читать дальшеСлово "гейша" означает "тот кто развлекает". Аналогов ему в европейских языках практически нет, и его ошибочно путали с понятием "куртизанка". Кроме того, в прежние века на Западе профессии артистки и проститутки считались смежными. Гейши - прежде всего женщины, которые посвятили себя искусству петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте на высоком профессиональном уровне. В Средневековье гейшами работали мужчины. Их пропускали в "кварталы любви", огороженные высокими стенами, где клиентам за деньги предлагались самые красивые женщины и самый замысловатый секс. Гейши же развлекали посетителей в чайных домиках песнями, танцами и веселым разговором. Однажды в качестве такого артиста выступила женщина. Так представительницы прекрасного пола вступили на стезю гейш и постепенно вытеснили из бизнеса мужчин. И сегодня они продолжают работать в чайных домиках, где традиционно собираются богатые мужчины - политики и бизнесмены, которые обсуждают важные вопросы в расслабленной обстановке с изысканным угощением и в окружении прекрасных женщин. Но после того, когда все обсуждено, выпито и съедено, посетитель не отправляется с гейшей в отдельную спальню. С танцовщицей не только нельзя спать - к ней даже запрещено прикасаться. Если клиент потеряет контроль и просто обнимет гейшу, она больно стукнет его веером по лицу и вежливо укажет ему на его место. Вечер с гейшами обойдется клиенту недешево. Тому, кто задумал пригласить нужных людей на вечеринку в чайный домик, придется заплатить от 3 до 15 тысяч долларов. У самой гейши почасовая оплата труда. Клиент может пригласить ее на ужин, в театр, на соревнования по гольфу - и все время, которое она проводит с ним, оплачивается по определенной таксе. За вечернюю работу гейша может получить 300 - 400 долларов плюс щедрые чаевые. Под конец работы она может унести в складках своего кимоно и 500 - 600 долларов.
Конечно, если гейша захочет, она имеет право завести себе любовника. Правда, она не может себе позволить выйти замуж. Тогда гейша автоматически лишается права заниматься своей профессией. Но ей не возбраняется родить детей. В Японии издавна не считается грехом забеременеть вне брака.
В наше время в жизни гейш многое изменилось. К примеру, уже ушел в прошлое обычай лишать ученицу девственности. Майко, как их называют, становились настоящими гейшами после того, как самый почетный клиент чайного домика, желательно мужчина опытный и в годах, превратит девушку в женщину. До 1958 года, когда была запрещена проституция, мужчины не жалели денег, чтобы быть удостоенными чести стать первым у майко. Они могли заплатить кругленькую сумму, которой хватило бы на то, чтобы купить дом. Обряд занимал целую неделю. Каждый вечер старшая гейша готовила спальню. Она клала на кровать три сырых яйца. Мужчина, оставшись наедине с майко, приглашал ее лечь на постель, разбивал яйца, сам выпивал желтки, а белки втирал девушке между ног. К концу недели она уже была полностью расслаблена и легко ему отдавалась.
Но могли случаться и конфузы. По воспоминаниям одной из старейших гейш, когда в ее жизни настало время совершения обряда, наставница просто сбилась с ног, чтобы найти для нее мужчину. Девочка оказалась на редкость некрасивой. Охотников лишить девственности гадкого утенка не находилось. И только один совсем старый мужчина, который всю жизнь совершал важный для гейш обряд, пожалел девочку и дал согласие.
Сегодня Киото единственный город, где воспитывают майко. Маленькие девочки пользуются большим спросом, и каждый богатый японец, оказавшись в Киото, предложит любые деньги, лишь бы на вечеринку была приглашена разливать чай гейша-ребенок. До Второй мировой войны большинство майко происходили из семей гейш. Их мамы, бабушки и прабабушки обязательно занимались древней профессией. Девочек начинали учить танцевать и играть на инструментах уже лет в 6 - 7. Современные майко приступают к обучению значительно позже. По сегодняшним законам они сначала должны получить среднее образование и проучиться до 15 лет в школе. Да и совсем не обязательно им происходить из семьи гейш. Нынешние девочки становятся майко не по принуждению, а исключительно по собственному желанию.
Многих издавна увлекает загадочный образ гейш. Причем им совсем не обязательно отличаться необыкновенной красотой. Искусство гейши заключается в том, что любая, даже совсем неинтересная женщина может совершенно преобразиться и выглядеть сексапильной. Причем стремление к красоте сохраняется у гейш в любом возрасте, и даже 70-летние танцовщицы и певуньи способны радовать глаз и слух бывалых мужчин.
Современные майко, которые переселяются в дома гейш, утверждают, что их жизнь становится гораздо свободнее, чем в родительском доме. Мама-гейша строго следит, чтобы девочки возвращались домой к определенному часу. Весь их день заполнен музыкальными занятиями, и некоторые признаются, что им даже некогда завести бойфренда. Но в будущем у них, возможно, появится мужчина, который фактически станет их мужем.
Во все времена большинство гейш жили на содержании у своих патронов - богатых и уважаемых мужчин в летах, которые могли позволить себе содержать и семью, и гейшу. Просто для каждого японского мужчины дело чести - иметь гейшу. Современные бизнесмены признаются, что на содержание женщины может уходить в год до 300 тысяч долларов. Однако некоторые могут позволить себе не одну гейшу, а целый гарем. Все женщины фактически считаются его женами - второй, третьей, четвертой. Их союзы длятся долго, порой всю жизнь, и отличаются нежностью и теплотой отношений. Гейша не изменяет своему патрону и никогда не пустит к себе в постель другого мужчину. Конечно, если она не испытывает никаких чувств к своему патрону, у нее может появиться любовник. Но спать с мужчинами за деньги, как делают проститутки, значит для нее уронить свой высокий статус. Если же клиент пожелает переночевать в доме гейш, наставница позволит ему лечь рядом с гейшами, но сама всю ночь проведет не сомкнув глаз, чтобы клиент не мог позволить себе лишнего. Но мужчины в восторге даже от чисто платонического сна в окружении прекрасных женщин. Им просто приятно увидеть утром красивые личики гейш.
А как же японские жены относятся к тому, что их мужья проводят время в обществе других женщин? Они не имеют ничего против. Статус жены в обществе чрезвычайно высок. По признанию некоторых матрон, они даже рады, что муж не мельтешит перед глазами, а просто приносит деньги и уходит в чайный домик. У жены слишком много забот, чтобы у нее еще находилось время развлекать мужа. Японская жена ведет домашнее хозяйство, на ее плечах дом, семейные финансы, дети. Она полновластная хозяйка, и если, к примеру, ей захочется купить новую машину, она вовсе не должна спрашивать разрешения у мужа. Муж зарабатывает деньги, а жена тратит их по собственному усмотрению. Как говорит популярная японская поговорка, лучший муж - тот, кто здоров и кого не видно поблизости. А потому количество разводов в стране и сегодня гораздо меньше, чем на Западе. Вместо того чтобы удовлетворять каждое желание мужа, японская жена с радостью разделяет обязанности с "соперницей" и испытывает чаще всего не ревность, а чувство облегчения, когда муж оставляет ее в покое и отправляется в дом гейши.
Источник
читать дальшеБольшой энциклопедический словарь авторитетно сообщает, кто такие гейши. Итак, для начала цитата. «Гейша (япон. — гэйся) — в Японии профессиональная танцовщица, певица, музыкантша, развлекающая посетителей чайных домиков или гостей на приемах и прислуживающая им». Тем не менее европейское сознание давно записало всех гейш до единой в жриц продажной любви. И совершенно напрасно.
ОБЫЧНЫЕ ПРОСТИТУТКИ в Японии, разумеется, имелись. Но назывались иначе. Мифов и легенд о них никто не сочинял. Гравюр, изображающих проституток, не создавали. Конечно, и пьес об их тяжелой жизни не писали, в театрах не ставили. Быть проституткой означало пасть на самое дно. Если девушке очень не повезло, она стала проституткой (в бордель могли продать дочку крестьянина за его долги, например) — следовало вздохнуть и просто делать свою работу! Достойно, старательно, без жалоб, стонов и нытья. Без надежд на то, что тебя заметит состоятельный господин, выкупит из неволи и завалит дорогими подарками. Потому что состоятельные господа не посещали борделей. Они имели жен, официальных и неофициальных наложниц, многочисленных готовых на все служанок. И самое главное — господа могли себе позволить услуги гейш… Но в чем же их ценность?
Одни гейши вообще не имели любовников. Другие работали до старости, особенно певицы и музыкантши. На гейшах женились вполне респектабельные люди. Генералы. Князья. Министры. Это не считалось постыдным и невозможным. Почему? Да все потому же. Не были гейши дорогими проститутками. Не стоит их путать и с куртизанками, которые жили в чайных кварталах и за секс с которыми платили, пусть и щедро, но не спрашивая никакого согласия девушек. Гейшами их называли только запутавшиеся в культурной жизни Японии европейские туристы. Девушка в национальном одеянии наливает посетителям чайного домика выпивку? Замечательно, это гейша, решал путешественник. И глубоко заблуждался.
«Страсти надо удовлетворять!»
Процитирую Нитту Саюри, она была одной из самых знаменитых гейш двадцатого века. «Настоящая гейша никогда не станет марать репутацию своей доступностью для мужчин». Итак, купить настоящую гейшу на ночь было невозможно…
Некоторые гейши имели постоянных любовников, которых звали «данна». Примерный перевод этого слова на русский — «покровитель». Менять одного данна за другим было неприлично. Гейши норовили ограничиться одним-двумя покровителями за всю карьеру. Что тоже показательно.
Да, у японцев бытовали очень отличные от европейских взгляды на секс. Нормальными в Стране восходящего солнца (особенно во времена расцвета самурайской культуры) считались многие вещи, явно попадающие под категорию извращений с точки зрения европейской морали. Японцы были развратниками? Или просто не стеснялись называть вещи своими именами? Знаете, что гласила надпись над веселым кварталом в Киото? «Страсти не надо подавлять. Страсти надо удовлетворять!»
Чего не было в культуре загадочной Японии, так это ханжества. Никогда. Говорить о сексе, заниматься сексом — все это считалось естественным человеческим занятием. И если замужние дамы все же были весьма ограничены в своей свободе, то на гейш, жительниц Плывущего Мира (так называли весь мир развлечений и отдыха), запреты не распространялись. Гейша была особенным существом. Иногда, на наш европейский взгляд, почти рабыней. Она могла целиком и полностью зависеть от своей хозяйки. Буквально юридически принадлежать ей — как дорогая вещь! Если гейше удавалось выкупить себе свободу, она становилась госпожой сама себе.
Чем жительницы Плывущего Мира привлекали (и привлекают до сих пор!) мужчин? Постельными талантами? Да. Безусловно. А еще? Тем, что могли говорить на нескольких языках? Конечно. Знанием чайной церемонии? Да. Умением составить цветочную композицию? Подыграть себе на японской лютне и спеть песенку? И это тоже. Невероятной, вошедшей в поговорки грациозностью каждого движения? Кстати, этому учили с детства. Пантомима. Танец. Содержательная беседа на любую тему. Знание поэзии, философии, истории. Представьте, сколько должна была уметь хорошая, дорогая гейша высокого класса. Европейцам подобное трудно вообразить. С пятилетнего возраста и до самой старости, а то и до смерти, гейши непрерывно совершенствовались в различных науках. И в тех, что названы выше, и во многих-многих других. Зачем? Почему?
Что отличало их (и отличает до сих пор) от всех прочих женщин? Замысловатая прическа? Специфический макияж? Церемониальное одеяние? (Кимоно. Пояс оби. Сандалии гэта. Белые носочки таби.) Нет, вернее, не только это.
Великая тайна японских гейш совсем в другом. В двух простых словах:
Светиться счастьем
Так просто? Девочек с малолетства обучали радоваться жизни. Ценить приятные мелочи и наслаждаться ими! Вкус чая. Прикосновение шелкового одеяния к коже. Закат. Рассвет. Цветущая сакура. Пение птицы в саду. Журчание текущей воды. Массаж. Талантливое стихотворение. Красивый рисунок. Умная беседа. И даже, не удивляйтесь, чистые носочки! Ведь это так приятно — надеть свежее белье.
Гейша обязательно знала толк в прикладной психологии. Гейша могла читать мысли, чувства, эмоции и многое другое по лицу собеседника. Но главное, самое великое, то, что делало гейш особенными, — они были счастливыми женщинами. И таковыми их воспринимали гости и клиенты. Они излучали радость, свет. На лице непременная улыбка. Тон голоса музыкально-напевный. Движения плавные, как у довольной собой кошки. Мысли только светлые, бодрые, энергичные. Этой дисциплине ума придавали огромное значение. Разумеется, случалось всякое.
Были гейши, убивавшие неверных возлюбленных и казненные за это. Были гейши, которые предпочитали самоубийство, лишь бы не достаться нежеланному мужчине. Были гейши спившиеся. Были и несчастные плаксы. Но! Самые дорогие и знаменитые, те, что вошли в поговорки, те, о которых пишут романы, те, что являются символом своей профессии, славились веселым нравом!
Готовность наслаждаться жизнью во всем и всегда. Будь это простое распитие с клиентом японской водки саке или утонченная сладкая болтовня за чашкой чая. Будь это прогулка под дождем по улице. Поход в лавку. Взгляд, брошенный на летящую в небе птицу. Извлекать удовольствие из всего. Превращать в приятное событие даже пустяк. Вот чему учили девочек в настоящих школах гейш.
Известная гейша Мамецуку славилась своими талантами перед Первой мировой войной. В нее был влюблен премьер-министр. Даже просто попасть к ней на беседу и послушать, как она музицирует, как шутит, было огромным счастьем. Недаром в японском языке очень похоже звучат названия двух божественных искусств — дзюдзюцу и дзёдзюцу. Первое слово означает прославленную на весь мир японскую борьбу. Мы сейчас иногда говорим просто — «дзюдо». Второе слово — «дзёдзюцу» — это искусство любовной страсти. В сети мастериц ловились самые искушенные люди империи.
Не стоит даже предполагать, что дзёдзюцу ограничивалось знаниями разных поз, умением управлять своим телом и доставлять партнеру блаженство. Как всякая великая наука отличается от ремесла, так и японское дзёдзюцу очень далеко от того, чем владеют европейские жрицы любви.
От японских гейш без ума были такие великие люди прошлого века, как Чарли Чаплин и Федор Шаляпин.
Жан Кокто, знаменитый поэт (кстати, он был гомосексуалистом и женщины ему никогда не нравились), побывав в Японии в 1936 году, по возвращении во Францию написал знаменитые стихи-впечатления о своей поездке. Он воспел три драгоценности Японии: борьбу сумо, театр кабуки и, главное, гейшу по имени Кихару. Кокто дословно перевел ее имя — Цветущая Весна — на английский и французский. Итак, в сердце этого гения нашлось место для одной удивительной женщины. И она была гейшей…
Американские офицеры после войны вывезли на родину невероятное количество японских прелестниц. Что их привлекало? Процитируем одного из женившихся на гейше офицеров: «Неукротимая готовность наслаждаться жизнью! Просыпаться и засыпать с улыбкой на лице. Шутить. Смеяться. Радоваться по любому поводу. Вначале это удивляет. Потом поглощает тебя целиком. Быть рядом с такой женщиной — праздник рассудка и тела…»
Неплохо, правда? Влюбленный в свою жену мужчина нашел и сформулировал самую суть древнего искусства.
Источник
@темы: культура и искусство, ориенталистика