Я личность творческая – хочу творю, хочу вытворяю.
Лабиринт
Жанр приключенческий фильм,сказка, мюзикл
Режиссёр Джим Хенсон
Продюсер Мартин Бэйкер, Джордж Лукас
Автор сценария Терри Джонс, Дэннис Ли, Джим Хенсон
В главных ролях Дэвид Боуи, Дженнифер Коннелли
Оператор Алекс Томсон
Композитор Дэвид Боуи, Тревор Джонс
Кинокомпания Delph V Productions, Henson Associates, Lucasfilm ltd., TriStar Pictures
Длительность 101 мин
Бюджет 25 млн $
Страна Великобритания, США
Год 1986
Жанр приключенческий фильм,сказка, мюзикл
Режиссёр Джим Хенсон
Продюсер Мартин Бэйкер, Джордж Лукас
Автор сценария Терри Джонс, Дэннис Ли, Джим Хенсон
В главных ролях Дэвид Боуи, Дженнифер Коннелли
Оператор Алекс Томсон
Композитор Дэвид Боуи, Тревор Джонс
Кинокомпания Delph V Productions, Henson Associates, Lucasfilm ltd., TriStar Pictures
Длительность 101 мин
Бюджет 25 млн $
Страна Великобритания, США
Год 1986
ОтзывНе будь в фильме "демонически-прекрасного Боуи", аудитория бы значительно поредела, я вам скажу. Хотя его там мало — потому что Дэвида Боуи всегда мало, пожалуй.

Итак, интерпретация. Согласно той, которая для детей, Сара наконец-то предпочла явь сну, реально существующее - грезам, живых людей - игрушкам и кумирам; избавилась от эгоизма; избежав ловушек коварного короля гоблинов Джарета, вернула брата и обрела надежных и веселых друзей, каким-то образом совместив реальность со сказкой. Но взрослые увидят другое: одинокого мужчину, очарованного юной девушкой — он оправдывает все ее ожидания и предлагает ей власть над собой, любовь и исполнение мечтаний в обмен на то, чего мужчина обычно и хочет от женщины — обожание, повиновение и чувства, а, вернее, лишь видимость всего этого, ведь главенствующее положение мужчины в отношениях тешит его эго и собственнические инстинкты, но является чисто номинальным. Но Саре это невдомек, и она отказывается. То ли сомневается в чувствах Джарета, то ли в силу своей невинности не вполне понимает их суть. Возможно, Сара и вовсе считает короля гоблинов порождением собственного воображения. Или не желает даже видимости неравноправия. А, быть может, ей просто не нужна его любовь, он сам и подобные отношения. Уж очень не похож Джарет на прекрасного и чистого сердцем принца. Для 15-летней девушки происходящее должно выглядеть скорее пугающим, нежели интригующе-привлекательным. Страх перед собственной пробуждающейся сексуальностью, неосознанными смущающими желаниями и зрелым опытным мужчиной, который явно видит в девочке женщину. И не надо говорить, что мюзикл детский, песенки романтичные, а Джарет ничего такого в виду не имел - в своей-то одежде и с этими своими предложениями.


Интеллектуальное противостояние? Несомненно.
Влюбленный в смертную король гоблинов? Спорно. Уж слишком двоякой получилась картина благодаря исполнителю главной роли. Да, Джарет мог испытывать чувства и именно поэтому заманить Сару в Лабиринт. Насчет того, что, мол, он щедр, великодушен и потакает ее прихотям, оправдывает ожидания и все такое прочее - кто знает. Да, он мог целиком и полностью силой своей магии оживить сказку о Лабиринте, будучи сам неким чародеем с обликом совы, мог быть взаправду королем гоблинов и представать перед Сарой таким и поступать так, как ей того хотелось. Но, с другой стороны, он мог и лукавить, поступая на самом деле таким образом с целью получить Тоби и обмануть Сару - поверь она Джарету, тот бы забрал себе его брата, сделав гоблином, а сама девушка не получила бы ничего из обещаного. Или, если у Джарета были на Сару виды - стала бы его игрушкой. С него станется подсунуть книжонку про Лабиринт, беззастенчиво лгать о своих чувствах и являться соблазнителем, вместилищем пороков, эгоистичным злодеем и далее по тексту, но даже в этом случае нравственную стойкость Сары не поймут миллионы женщин.

Будь сказка для взрослых - Сара бы попыталась спасти брата и поработить Джарета вне зависимости от того, чего тому хотелось на самом деле.

Так чего же все-таки Джарет хотел?..
Понравившиеся отзывы
Gauvain: О людях и их лабиринтах
b>Gauvain: О людях и их лабиринтах
… зрелые мужчины, которые уже давно не принцы, иногда могут дать девушкам то, что они хотят. И любовь, и нежность, и трепетность. Они уже умеют сдерживаться и умеют не напугать своей сексуальностью. Другое дело, что девушки их не замечают — не принц, без локонов и голубых глаз, старый, какой ужас, определенно — фу. Вот тут как раз на помощь и приходят — тайна и инфернальность. Притворись злодеем и заинтригуй, поиграй с ней в игру — может, что и получится. Девочки любят игры, любят тайны и красивые мечты. Напугай ее нестрашным подземельем, смешными гоблинами, побудь классическим злодеем, покажи ей бал, подари красивое платье — она посмотрит в твою сторону, и, может, не заметит, как ты обнимешь ее в танце.
Вот, собственно, и игра — весь фильм, весь лабиринт — одинокий мужчина, который уже созрел для любви, пытается очаровать девушку, которая ждет сказки и романтики, старается сыграть по ее правилам, увлечь — хоть как-нибудь. Хочешь злодея — буду злодеем, хочешь бояться — я тебя буду пугать, только, пожалуйста, люби меня, и я сделаю, все, как ты захочешь.
Но, как это обычно бывает, все напрасно. Юные девушки еще не могут понять всего запутанного лабиринта — чтобы его пройти, нужно быть искушенной женщиной, но ему не нужна искушенная — ему нужна наивность и невинность. Сказать о любви впрямую он не может — она не поймет и испугается, он предлагает мечты, балы, сказки, платья, — это же то, чего ты хотела, но она уже наигралась и хочет домой.
Jane Celliers: How you turned my world, you precious thing…Jane Celliers: How you turned my world, you precious thing…
… Лабиринт безусловно влияет на Сару, заставляя ее стать более серьезной и ответственной. Но ведь и Сара оказывает влияние на жителей Лабиринта — благодаря ей тот же Хаггл обнаруживает в себе смелость и верность, о которых и не подозревал, служа Джарету. Кстати, о Джарете. Многие уважаемые люди считают эту роль лучшей в карьере Боуи — я с этим не то чтобы полностью согласна, потому как светлый образ Джека Сэллиерса упорно застит взор. Но то, что герой у него получился отличный и цепляющий за душу — это да. Поначалу Джарет кажется этаким бесшабашным злодеем с тонкой улыбкой и холодным сердцем, который одним взглядом разбивает все наивные попытки героев продемонстрировать характер, которому доставляет нескрываемое удовольствие манипулировать героями и с презрительным видом указывать им на место, которое они занимают в этом мире.
И на этой стадии Джарет вызывает симпатию как совершенный, блистательный злодей. Но постепенно его образ начинает усложняться, и ближе к концу фильма, во время блестящего музыкального номера «Within you», мы вместо презрительного злодея видим такого одинокого усталого ангела. Да, это все тот же Джарет — коварный хозяин Лабиринта, способный на любую подлость, наделенный огромной силой…но неспособный подчинить себе Сару, неспособный вызвать ее любовь. Да, любовь в понимании Джарета — это подчинение и преклонение перед его силой, это полный отказ от себя и того, что тебе дорого. Он одновременно и просит, и приказывает («Я прошу так мало. Бойся меня, люби меня, делай как я велю — и я буду твоим рабом»), и сам он сейчас и грозен, и трогателен одновременно. И Сара, конечно, права, отвергая такую любовь — хотя я на ее месте испытывала бы серьезные проблемы с мотивацией… Сара уходит, и Джарет остается один — как и раньше. И вот никак не можешь относиться к нему как в начале фильма — с одобряющей улыбкой. Он настоящий трагический герой, страдающий от одиночества и холода в своем собственном мире.
Ava: Правила съема: метод ДжареттаAva: Правила съема: метод Джаретта
… «Лабиринт» — вообще, вещь уникальная, в себе имеющая не одно, а целых два дна; о существовании второго, скрытого и спрятанного из которых, узнала я, лишь повзрослев (на что, похоже, и рассчитывал хитрец Джим Хенсон).
Дно первое, очевидное — детское: жила-была девица, совершеннолетняя, красивая и одинокая, этакая сказочная princess, разве что не средневековая, а современная. Жила в окружении плазменных телеэкранов, сотовых телефонов, да компьютеров… Минутку, речь идет о конце 80-х, т. е. среди пылесосов, катушечных магнитофонов и калькуляторов. Друзей не имела, и потому усердно увлекалась сказками, поэзией, игрушками и платьишками до земли. А может, потому и не имела, что белибердой страдала. И все в ее придуманном виртуальном мирке было бы чики-пики, не вторгайся в него иногда суровая реальность в багровом лице вечно ноющего и орущего брата-младенца. Оставленная как-то ночью дежурить возле колыбели (страшнейшее из наказаний!), девица Сара потеряла самообладание, осатанела и, чтоб ненароком не размозжить черепок надрывавшегося родича, в сердцах призвала на помощь силы Тьмы. К кому взывать, образованная барышня, судя по всему, прекрасно знала. Король Гоблинов, Король Гоблинов, приди и забери моего братца-козленочка!
Как в лучших фильмах ужасов, ночная тишина была нарушена пугающимися звуками, окно распахнулось, свет погас, сова ворвалась в помещение современного коттеджа, и тут же превратилась в импозантного, эксцентричного мужчинку с подведенными глазами — L`Oreal, вы этого достойны. Брови в разлет, ветреная челка, пламень и лед… это Дэвид Боуи, по совместительству коварный и ужасный Джаретт, Король Гоблинов в блузоне с вырезами, рейтузах в обтяжку и стрижкой в стиле Kiss. Хотите — получите. Надрывный детский плач замолк, постелька опустела. Сара, отойдя от шока, захлопала ресницами: What the hell? А тот: «My baby-girl, слово — не воробей, поздняк метаться. Теперь, само собой, я превращу братишку в гоблина». «Я не хотела, я не думала…», — залепетала барышня, но было уже поздно нюни распускать, Король Гоблинов, знаете ли, по щелчку пальцев не является, и с пустыми руками уходить не привык. Вернуть тебе братца? С чего бы вдруг такая любовь да ответственность? OK, я не зверь, хочешь брата — пройди испытание. Вот тебе лабиринт, в середине которого — мои хоромы и пенаты. Эстафета на время, так что обуйте обувь поудобнее, спортивного образца, и вперед. Nike, беги. Как никогда раньше. Тик-так, тик-так, тик-так…
К чему пришел наш маленький детский мозг? Юная девушка в поисках любимого брата отправилась в опасный путь, чтобы в конце сурового квеста сразиться с чудовищем, монстром, вселенским Злом. Сделай его, Сара, сделай его, сделай! Детская невинность, как я заблуждалась, принимая все, как должное, и напрочь забывая о том, что в Темном Королевстве Джаррета все не то, чем кажется. (Мистер Линч, вы записываете? Кажется, у вас карандаш сломался, я повторю).
Теперь перейдем к более зрелой, юношеской версии событий, по которой, если вдуматься, Король Гоблинов, брутальный владелец Лабиринта — вовсе не монстр, а ребенок — разменная карта в игре, в которую играют взрослые. Тонкой, умной, коварной игре обольщения и соблазнения, жить без которой скучно, а девчонку получить, как много лет спустя заявит Алекс Хитченс, невозможно.
Думаете, Джаретту нужен был ребенок, которого он, злобный мерзавец, хотел сделать гоблином? А Сару он гонял по мрачным коридорам от скуки и пристрастия к извращенным психологическим играм? В силу садизма, потому как по природе — гад? Дался ему этот ребенок! Как будто других претендентов в гоблины не было в избытке? И стал бы он нянчиться с ползуночным существом, если б хотел поработить да обезобразить? Подсказка: отцовский инстинкт на лицо. А препятствия, которые он вероломно да хитро чинил замученной в бегах девице? Все это видимость, и ничего ей, baby-girl, на самом деле не грозило, кроме отдышки и слегка разбушевавшегося пульса. Да еще растрепанных волос. М-м-м, it`s hot. Так why, скажите на милость, он похитил козленочка-брата, если оный бэбик не был нужен совершенно?
Смотрите глубже, господа! Давайте дружно повзрослеем. Он просто тупо, примитивно, was in love, а остальное — тонкий и искусный ход по завоеванию расположения необычной и застрявшей глубоко в детстве princess. It`s about your kiss, it`s about your lips, it`s about the way you move your body, как во все времена. Джаретт, как являет нам повествование, был развращенной, пресытившейся властью и вниманием венценосной особой, душа которого, однако, требовала простого человеческого счастья. How you turned my world, the precious thing. I moved the stars for no one… Полуобнаженные развязные фройлен своего королевства уже не возбуждали и не увлекали, а Сара, несмотря на неадекватность мышления и поведения, была чиста и непорочна, что в нашем мире (и в его, похоже) — редкость. Вот он и играл с ней в кошки-мышки, т. к. просто подкатить и пригласить на кофе, чуяла его печенка, — не прокатит. Во-первых, не солидно, не по статусу Королю волочиться за кем-то столь банально и прямолинейно, а во-вторых, к такой особе требовался тонкий, научно-выверенный, нестандартный подход. Включился метод Джаретта, и хитроумный съем девчонки начался.
Все стартовало с приземленного вуайеризма, когда достойный «злыдень» Джаретт в виде совы копошился на ее карнизе, прицениваясь и подглядывая, а вылилось в действо а-ля Поймай меня, если сможешь, к тому же повод подвернулся, не воспользоваться коим — удел людей нерасторопных и непредприимчивых. Копнув еще глубже, и со стороны мамзели можно обнаружить ловкий, чисто-женский расчет: пронюхав, почерпнув из соответствующей лит-ры о существовании Короля Гоблинов, она легко пожертвовала нелюбимым братцем, чтобы призвать объект влюбленности, а дальше — действуем по обстоятельствам, главное — начать войну, а кавалерия подтянется. Вот тебе и непорочная девица — так и тянет на Темную Сторону… Или благородных и честных королевичей уже расхватали всякие там Золушки да Белоснежки?
В итоге мы имеем двух увлеченных друг другом людей, неспособных в силу комплексов открыто признаться в desire и страсти, и идущих друг к другу окружным, лабиринтным путем. Тоже верно, тоже можно, и никем не запрещается. И вообще, за такой санта-барбарой наблюдать куда приятнее да интереснее, чем за обыденными поисками братца-козленочка. И почему я в детстве ничего не замечала? Никаких подвохов? И совершенно искренне хотела, чтоб Сара замочила гада в тугих белых колготках! А Дэвид Боуи, оказывается, умеет так приятно улыбаться… Наверное, все дело в том, что я тогда не говорила по-английски, а Боуи пел, зараза, на родном инглише. Пел о любви, а горе-переводчик, не успевая за певцом, предпочитал молчать. А суть-то, суть была в песнях!
Особенно при этом нравятся две крайне сентиментальные «певучие» сцены: бал, где разодетая, да расфуфыренная пара от жадных взоров переходит к чувственной тактильности, и финальный разрул, где намерения теряющего терпение влюбленного Короля становятся совсем уж очевидны. Сам виноват: предложил игру, вот девушка и заигралась, pardon, намеков мы не пониманием. Кто кого возьмет измором? «Люби меня, бойся меня, слушайся меня, и я буду твоим рабом», — заявляет измотанный игрищами Король Гоблинов, который уже и не рад был, что затеял забаву в стиле Микки Рурка вместо того, чтоб просто пригласить на кофе. Девица, упиваясь властью и дерзко игнорируя белые флаги добровольной капитуляции, отвечает: You have no power over me! Вот так вот, вуаля! Нет у тебя власти надо мной, и все тут. Ну, здрасте-пожалуйста… Смотрите глубже, господа, game is not over. Понятно, гордость, честь девичья. Нельзя иначе, так велит обычай (с). Спринт по лабиринтным переулкам перерастает в марафон man-woman отношений.
Или он, взрослый, замутил такую сложную символичную игру для девушки-ребенка, не замечающей нюансов, полутонов и не въезжающей в суть дела? Она что, в самом деле, ненавидела его, и в Лабиринт поперлась за козленком-братом? Конечно нет, потому что в этом случае у меня грязное воображение, а Сара — просто дура, т. е. маленькая девочка, не понимающая, как козырно иметь в бой-френдах такого классного патлатого мэна.
Кадры
Фан-сайт
ФанфикиФанфики
http://zhurnal.lib.ru/d/dxjachenko_n/
http://jareth.net/Rest/Fanfic.htm
http://www.nadobra.com/labyrinth
http://zhurnal.lib.ru/b/blackqueen
Описание фильма в Википедии
Клипы Дэвида Боуи по мотивам фильма
@темы: взгляд на, кинематограф, видео и кинематограф