понедельник, 05 октября 2009
Вечное лето Sheng xia guang nian
год 2006
страна Тайвань
слоган «No One Wishes To Be Lonely, Neither Do We.»
режиссер Leste Chen
сценарий Cheng-Ping Hsu, Chi-yao Wang
продюсер Leste Chen, Yang Hsu-fen, Патрик Хуанг
оператор Чарли Лам
композитор Джеффри Чэн
жанр драма
премьера (мир) 13 октября 2006
время 105 мин.
Фильм хороший и хотя сюжет не нов, но съемочная группа и актеры преподнесли его, на мой взгляд, довольно неплохо. Из плюсов еще жизненность, заставляющая сопереживать героям и пропускать через себя чужие чувства, проблемы, переживания, а также игра актеров, подкупающая своей естественностью и замечательная работа оператора, сумевшего показать красоту обыденности, когда каждый пейзаж, каждая вещь, все, что попало в кадр создает нужную атмосферу. Еще (со мной могут не согласиться, и это понятно - я сама не хочу с собой соглашаться) достоинством фильма следует считать неоднозначность концовки. Пролог и финал являются двумя кусочками одного мозаичного стеклышка, но сквозь него мы видим не ответы режиссера и сценариста, а вопросы, вопросы к зрителю, и судьбу героев решать именно ему. Хотя предпосылки заставляются поскорей смыть горьковато-соленое послевкусие чем-то жизнеутверждающим о вечной любви без сомнений и колебаний, сбежать в иллюзии от жизненной правды, которая в фильме кажется какой-то слишком отчаянной. И хотя из числа моих любимых фильмов большинство как раз напряженные, драматические и часто с финалом-вопросом, но вот этот фильм оставляет тягостное впечатление.
читать дальшеГде-то увидев отзыв, автор которого сопереживает именно Джонатану, я тоже скажу, что мне он импонирует больше двух других героев, Шейна и Кэрри. Первого можно понять хотя бы потому, что мне приходилось в своей жизни делать подобный выбор и соблазн удержать подле себя двух дорогих людей был велик. Но, взрослея, понимаешь, что нельзя говорить себе: мне дороги оба, я не могу кому-то сделать больно, выбрав одного. Или: я бисексуален и не могу быть только с парнем или только с девушкой, мне нужны оба, т.к. это разные отношения. Истинная причина, конечно же, эгоизм - тебе хочется быть любимым теми, кто тебе небезразличен и кажется, что ты действительно любишь их всех, просто по-разному. Бывает, конечно, что всех такое положение вещей устраивает, но чаще кто-то ощущает естественное желание быть в паре и поэтому он несчастен, полюбив не того, кто способен или желает строить партнерские отношения. Конечно, Шейну в каком-то смысле сложнее их всех: однополые и разнополые отношения все же разные, а соблазн жить по древнегреческой схеме, когда помимо жены есть еще и друг-любовник велик, но Кэрри отнюдь не та, которая нужна лишь для продолжения рода и ведения хозяйства, она не уступает Джонатану ни в чем, кроме разве что давности дружбы с Шейном, и в этом-то вся проблема. К тому же Шейн панически боится одиночества и готов на все, чтобы удержать тех, кому он нужен. На все, кроме того, чтобы выбрать из них кого-то одного. Думаю, не будь этого страха, этой потаенной неуверенности в себе Шейн бы смог строить с людьми отношения иначе, чем сначала "вцепляясь клешнями" в человека, а потом требуя того всегда быть рядом.
Не могу не провести параллель с "Ледяным цветком", хотя если в "Вечном Лете" отношения между парнями до определенного момента исключительно платонические, да и романтизм их героями не осознан, то в "Цветке" страсть к женщине рушит отношения уже устоявшиеся. Но выбор ни в одном из фильмов не сделан; в обоих фильмах главный герой мечется между мужчиной и женщиной, делая больно всем троим, забывая о том, что "женщин может быть много, но друг, как и мать, всегда один", потому что женщина в состоянии разрушить самую крепкую мужскую дружбу, приведя к соперничеству за нее или, в данных случаях, за того, кто в нее влюблен.
Невозможно однозначно оценить поведение Шейна в ночь перед финальной сценой: то ли Шейн таким образом решил удержать Джонатана, поняв, что тот в него влюблен, то ли попросту риск потерять друга привел к всплеску эмоций и жажде физической близости, проявил дотоле скрытое. Я склоняюсь ко второму варианту: он логичней вписывается в последующие события, да и не хочется верить, что Шейн переспал с другом, "утешая" (мол, я хоть и люблю тебя как друга, но раз ты от меня хочешь большего, то вот тебе большее) или удерживая. Впрочем, второй вариант говорит о том, что Шейн не подумал ни о Кэрри (как бы там ни было, а он ей изменил), ни о самом Джонатане (не сопротивлялся особо и ладно, а то, почему не сопротивлялся и что будет дальше, в тот момент Шейна, конечно же, волновало мало — он привык к тому, что "Джонатан всегда был рядом, что бы я не вытворял", что друг все поймет, а если и не поймет, то примет и простит, что он до недавнего времени был безотказным, в то время как сам Джонатан никак не мог решиться на признание в "недружеских чувствах", а когда понял, что опоздал с этим, то решил отойти в сторону, считая, что это его личная проблема, которую он должен решать сам). "А поутру они проснулись" и Шейн понял, что нуждается и в Кэрри, и в Джонатане и не хочет ни одного из них терять, хотя Джонатану явно недостаточно быть всего лишь лучшим другом для Шейна, который понемногу приходит к мысли, что раз у него есть Кэрри, то не следует рисковать их отношениями, уделяя столько внимания Джонатану. Судя по реакции Джонатана (посчитал, что ситуация лишь усложнилась и запуталась, что Шейн не понимает природу его чувств к нему и даже если и хочет, то не любит, что он стоит между Кэрри и Шейном и поэтому должен уйти) ту ночь никак нельзя считать "счастливым воссоединением влюбленных". Прогноз, который я сделаю, мне самой неприятен, но очевидно, что, убедившись в любви Джонатана, Шейн отдаст приоритет Кэрри, но как только Шейну почудится, что друг от него отдаляется - будет делать все, чтобы его удержать, вплоть до эмоционального шантажа, давления на совесть, возгласов о дружбе и даже секса.
Что касается Кэрри, то она мне куда более симпатична, чем королева из "Ледяного цветка". Увлекшись Джонатаном и болезненно переживая его отказ, она нашла в себе силы оставаться его другом, и не ее вина, что именно тот, из-за кого их с Джонатаном отношения увяли, так и не сумев толком расцвести, повел себя как любой другой мужчина на его месте: захотел утешить плачущую симпатичную "брошенку". Кэрри, конечно, сочувствовала Джонатану и наверняка чувствовала себя в некотором роде разлучницей, но ведь Джонатан так и не признался Шейну, а тот демонстрировал свою увлеченность Кэрри, а не другом. А когда Джонатан разобрался и в своих чувствах, и в собственной ориентации, то "поезд ушел". Кэрри оставалось себя чувствовать "без вины виноватой", но тут Шейн ни с того ни с сего изменил ей с Джонатаном и она оказалась в сложной ситуации: уйти - сделать больно Шейну и себе, к тому же это не гарантия того, что Шейну будет достаточно Джонатана и он сумеет ответить на его любовь не только как друг и даже не как любовник, а как любимый; остаться - сделать больно всем: Джонатану, ощущающему себя третим лишним, Шейну, не способному сделать однозначный выбор самостоятельно, себе, симпатизирующей Джонатану и влюбленной в Шейна.
А закончить хочется парой слов о Джонатане, образ которого показался мне тонким, правдивым и щемящим. Красивый, чувствительный, душевный мальчик, и такая первая любовь. Да не просто любовь, а чувство, приведшее к шокирующему открытию о том, что он, оказывается, влюблен в лучшего друга, который ему как брат, влюблен в парня. Вопрос: он не захотел понравившуюся девушку потому, что любит другого человека или потому, что человек это мужского пола и, соответственно, напрашивается вывод о гомосексуальности. Раздумья о роде чувств к другу и собственной ориентации заставляют ничего вокруг не видеть - ни романа этого друга с бывшей как бы девушкой нашего героя, ни летящей в тартарары учебы (я так и не поняла, поступил он в университет или нет в итоге, но так было его жаль - Шейн-то, никогда не занимавшийся усердно, но, окрыленный обещанием Кэрри, в университет поступил, а Джонатан из-за своих переживаний завалил экзамен). И что он получил в результате? Появилась девушка, открывшая ему глаза на его род чувств к лучшему другу и после этого сама закрутившая роман с этим другом, который удерживает возле себя утверждениями, что "мы лучшие друзья", "я одинок", "моя и твоя жизнь для меня одно", а также объятиями-поцелуями. Лично я со стороны Шейна вижу лишь очень много эгоизма, порожденного страхом остаться одному и в то же время привычкой к безотказности Джонатана: будь со мной, когда я хочу, рассказывай мне все-все, отдай мне душу и тело. Что характерно, то, чего хочется самому Джонатану, мало кого волнует - от случайного любовника и до лучшего друга. Кэрри от них выгодно отличается, но все же сочувствует гораздо больше "одинокому ребенку" Шейну, потому что он способен, в отличие от Джонатана, свои к ней чувства выражать не только платонически.
Такое безнадежное кино.О фильме на КинопоискеО фильме на Аsiacue.Сom
@темы:
взгляд на,
кинематограф